Посещение Афинского Акрополя

К посещению Акрополя мы готовились заранее, предвкушая знакомство с историей. Накануне, сдав арендованную машину, специально прошлись мимо входа в экспозицию, чтоб “разведать обстановку”. Выяснилось, что в 10 утра у входа длиннющая очередь, а солнце палит уже нещадно (дело было в августе). Было решено восхождение на холм Акрополя запланировать на послеобеденное время, а стояние в очереди на вход свести к минимуму путем покупки билетов через интернет.

 онлайн купить билеты на посещение Акрополя
etickets.tap.gr – интернет-сайт, на котором можно онлайн купить билеты для посещения Акрополя.

Программа рассчитана на покупку билетов для взрослых людей. Тут проблем никаких  – выбираете день, количество людей в вашей группе, время посещения (выбираете любое, это не имеет значения), оплачиваете билет онлайн и вуаля – электронный билет приходит вам на телефон. Потом сканируете телефон с открытым билетом на турникете на входе и проходите. Однако, для нас все оказалось не так просто. К нашему удивлению, эта программа совершенно не рассчитана на бронирование бесплатного билета на ребенка (до 18 лет). В этом случае оформление бесплатного билета возможно только на входе в кассе, при предъявлении паспорта ребенка.

Что  еще можно выбрать при покупке билетов (онлайн или в кассе), так это посещение только Акрополя (20 евро, цена 2018 г.) или комплексный билет (30 евро) с возможностью посетить Акрополь, Афинскую Агору (с музеем), Римскую Агору, библиотеку Адриана, храм Зевса Олимпийского, Керамикос (музей и археологические раскопки) и лицей Аристотеля – все это в течении 4 дней, каждый объект только по 1 разу.

Объявление на входе в Акрополь
Объявление на входе в Акрополь.

 

У афинского Акрополя 2 входа: восточный, недалеко от станции метро Акрополь, и западный, слева от Одеона Герода Аттики. Обычно к западному входу приезжают все автобусные экскурсии. Мы же приехали на метро и зашли на холм с восточного входа.

Афинский Акрополь
Афинский Акрополь, вид сверху.

Сразу предупреждаем, что в летнее время с собой нужно брать достаточно воды, не менее литра на человека, т.к. жара там невыносимая, и источники воды – только на самом верху, в фонтанчиках (не уверены, что вода питьевая) около Парфенона. Хотя какие-то жидкости продаются в автоматах после касс и турникета. Мы были в Афинах на Акрополе в августе и с грустью наблюдали за легкомысленными иностранцами, истерично обмахивающими себя брошюрами и везущими в колясках  покрасневших несчастных детишек  с признаками перегрева. Они что, серьезно, не понимали, что тут будет жарко и нужно как-то охлаждаться?
Не торопясь, поднимаемся по дорожкам наверх, пьем воду, охлаждаемся в каждой тени и часто смачиваем водой кепки. Тепловой удар – это вам не шутка, можно и несколько дней отпуска себе испортить.
Первым на нашем пути появляется театр Диониса, точнее то, что когда-то им было. Он весьма разрушен. С трудом угадываются ступени-сиденья, рассыпающиеся в пыль.

Театр Диониса и музей Акрополя
Руины театра Диониса на афинском Акрополе, вид с вершины холма. Черное здание – музей Акрополя.

Поднимаемся по склону выше. Прямо над театром Диониса, в скале на склоне Акрополя, виден вход в пещеру, обрамленный большой мраморной рамой в виде двух открытых дверей. Над входом расположены две колонны. Для туристов проход закрыт. Как говорится, видит око, да зуб неймет. Заинтриговали, пришлось почитать про эту пещеру. Как выяснилось, в этом историческом памятнике объединились христианский и античный элементы:  церковь внутри пещеры (the Virgin Mary of the Cave или Panaghia Spiliotissa) и монумент Трасиллоса (Thrasyllos monument) – мраморное обрамление входа с колоннами сверху и статуей Диониса между ними. Статуя была незаконно вывезена в Лондон небезызвестным британским лордом Томасом Брюсом Элджином в 1802 году и сейчас выставлена в Британском музее, а вход в пещеру был разрушен во время турецкой бомбардировки 1 февраля 1827 года.  Сейчас  осмотр достопримечательности закрыт для туристов, но известно, что внутри церкви находятся несколько мраморных фресок и икон. Очень подробно с историей данного места можно ознакомиться здесь.

Монумент Трасиллоса на склоне афинского Акрополя
Монумент Трасиллоса на южном склоне афинского Акрополя.

Двигаемся дальше по склону налево. Там, судя по табличкам, давным давно располагался храм Асклепиоса (The Temple of Asclepios, посвященный богу врачевания), но честно говоря, сейчас это больше похоже на выставленные в геометрическом порядке мраморные блоки и обломки колонн. Возможно, сохранились рисунки художников того времени, изображающие прежнее величие, но сейчас никакой фантазии не хватает, что собрать эти камни воедино.

Поднимаемся все выше по склону. Отсюда хорошо виден расположенный ниже амфитеатр Одеона Герода Аттика, но осмотр его мы оставили на потом. Идем на самый верх  к Пропилеям (Propylaea) – парадному входу с колоннами. Здесь между двух огромных постаментов начинается ведущая наверх лестница из больших мраморных камней. Тут будьте особенно осторожны, так как народу тьма, камни скользкие (полированные тысячами ног) и по левой стороне лестницы есть несколько неприятных мест, где запросто можно оступиться и навернуться вниз. Справа на высоком постаменте расположен храм Ники Аптерос (The Temple of Athena Nike), очень симпатичный, лучше всего его рассматривать издалека, например, спустившись немного по холму вниз или, вообще, с соседнего холма Ареопаг (Areopag).

Пропилеи и храм Ники Аптерос на Акропольском холме в Афинах
Вид на Пропилеи и храм Ники Аптерос с соседнего холма Ареопаг.

Пропилеи впечатлили громадными, как баобаб, колоннами, можно было рассмотреть их вблизи. Это лучше всего сохранившаяся часть Акрополя. Отреставрированные куски сильно отличаются по цвету, они почти белые на фоне пожелтевшего античного мрамора. Проходим дальше и перед нами вырастает Парфенон. Древнегреческий храм удручает своим видом. Он, как больной в аппарате Илизарова, весь в строительных лесах, подъемных кранах и в белых реставрационных заплатках. На площади перед храмом и вокруг него стройными рядами лежат новенькие мраморные плиты, кубы и прочие “запчасти”, идет активная реставрация. Мне эта идея вообще не понравилась, греки будто заново отстраивают Парфенон. Кому нужна новостройка в стиле “антик”?!

Колонны Парфенона в Афинах
Северная колоннада Парфенона

Обходим Парфенон справа, там же обнаруживаем питьевой фонтанчик в тени дерева. Немного охладившись и ополоснув лица, наслаждаемся видом, открывающимся с вершины холма. Афины растекаются ровным белым слоем от окрестных гор до самого моря, оставляя кое-где зеленые пятна парков и выступающих холмов. Над этой урбанистической бескрайностью в синем небе зависают театральные облака. Картина завораживает.

Вид на Афины и холм Ликавитос с Акрополя
Вид на Афины с северной стены Акрополя.

Напротив восточного портика Парфенона расположились: здание закрытого старого музея Акрополя (там есть работающие туалеты), руины какого-то малюсенького храма, несколько деревьев, дающих спасительную тень, и чуть подальше – круглая смотровая площадка с огромным гордо развевающимся греческим флагом – замечательный антураж для фото в инстаграмм ).  Продолжаем осматривать Акрополь, подходим к храму Эрехтейон. На мой взгляд, это самый красивый храм Акрополя. Он очень необычен благодаря своей асимметрии. Храм был построен в честь афинского царя Эрехтея и посвящен Афине и Посейдону. По легенде, именно на этом месте произошел спор между этими двумя богами за право владения Аттикой. Поэтому, одна часть храма посвящена Афине, и неподалеку росло ее легендарное оливковое дерево. Вторая часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею, а внутри храма находился ключ с соленой водой. Соответственно, у храма два входа – восточный (верхний) и северный (расположенный уровнем ниже). Оба входа оформлены красивыми портиками с мраморными колоннами, у северного еще и резным обрамлением дверного проема и очень красивым объемным потолком. Но самая главная жемчужина этого храма – портик с шестью женскими скульптурами – кариатидами. Сейчас на Акрополе туристы видят только копии мраморных скульптур, все оригиналы находятся в музеях – пять кариатид находятся в музее Акрополя в Афинах, а одна, самая сохранившаяся, вывезенная все тем же жадным засранцем лордом Томасом Брюсом Элджином, выставлена в Британском музее. Храм Эрехтейон хранил в себе все ценные реликвии того времени. Позже, со сменой завоевателей, храм становился то византийским храмом, то дворцом султана с гаремом и наложницами.

Храм Эрехтейон с портиком кариатид на афинском Акрополе
Эрехтейон, вид с юго-востока.

Спускаемся с вершины холма, минуя все тот же узкий проход в Пропилеях. Из всей экспозиции Акропольского холма у нас остался не осмотренным только Одеон Герода Аттика. Это великолепный древнегреческий театр с замечательно сохранившейся внешней стеной с многочисленными нишами. Каково же было наше разочарование, когда выяснилось, что посетить этот театр можно, лишь купив билет на какой-либо концерт, проходящий в нем. Греки умудряются с одной овцы две шкуры содрать. В 1950 году они восстановили мраморные места для зрителей и сцену, и с тех пор это историческое место стало площадкой для проведения многочисленных мероприятий. Говорят, там великолепная акустика и можно услышать с верхнего ряда то, что шепчут на сцене. К сожалению, на деле нам этого проверить не удалось.

Одеон Герода Аттика на афинском Акрополе
Одеон Герода Аттика, вид с холма Акрополя.

Мы покидаем Акрополь и идем осматривать Одеон с другой стороны. Снаружи, с улицы, этот древний театр выглядит не менее впечатляюще.

Одеон Герода Аттика с афишами
Одеон Герода Аттика, вид снаружи, от подножия Акропольского холма.

Жаль, что нам не удалось побывать внутри этого античного театра, ведь, на наш взгляд, это самое великолепное строение Афин! Домой мы ушли немного разочарованными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.